Гепатит C - что это такое?

Гепатит C — антропонозное вирусное заболевание с парентеральным и инструментальным путём заражения. Заражение также возможно через поврежденную кожу и слизистые, наиболее опасным фактором передачи является кровь. Часто протекает в виде посттрансфузионного гепатита с преобладанием безжелтушных форм и склонен к хронизации. Гепатит C называют «ласковый убийца» из-за способности маскировать истинную причину под видом множества других заболеваний.

 


История

После того, как в 1970-х годах были выделены возбудители гепатитов А и В, стало очевидным существование ещё нескольких вирусных гепатитов, которые стали называть гепатитами «ни А, ни В» (non-A, non-B hepatitis, или NANBH). Решающий шаг в обнаружении инфекционного агента таких гепатитов был сделан в 1989 году, когда в крови больных была обнаружена вирусная РНК, характерная для флавивирусов. Этот возбудитель гепатита назвали вирусом гепатита C.

Этиология

Парентеральный вирусный гепатит C вызывается РНК-содержащим вирусом с размером вириона 30—60 нм, относящимся к семейству Flaviviridae. Вирусные частицы HCV имеют оболочку, содержатся в крови в следовых количествах и ассоциированы с липопротеинами низкой плотности и антителами к белкам вируса гепатита C. Вирусы, выделенные из комплексов с липопротеинами и анти-HCV антителами, имеют диаметр 60—70 нм. При электронно-микроскопическом изучении на поверхности вириона выявлены хорошо выраженные выступы высотой 6—8 нм.

Эпидемиология

В мире около 150 миллионов человек хронически инфицированы вирусом гепатита C и подвергаются риску развития цирроза печени и/или рака печени. Ежегодно более 350 тысяч человек умирают от связанных с гепатитом C болезней печени. Ежегодно 3—4 миллиона человек инфицируются вирусом гепатита C. По оценочным данным, в России 4,7 миллиона человек инфицированы вирусом гепатита С.

На сегодня известно 8 генотипов вируса, подразделяющихся на свыше 100 подтипов.

Источником инфекции являются больные с активным гепатитом C и латентные больные — носители вируса. HCV-инфекция является инфекцией с парентеральным механизмом заражения — через инфицированную кровь и её компоненты, а также через сперму и влагалищные выделения (примерно 3 %). Инфицирование возможно при парентеральных манипуляциях, в том числе в медицинских учреждениях, включая оказание стоматологических услуг, через инъекционное оборудование, при акупунктуре, пирсинге, нанесении татуировок, при оказании ряда услуг в парикмахерских, однако при половых контактах вероятность заболеть гепатитом C гораздо меньше, чем гепатитом B, и сводится к минимальным показателям. В 20 % случаев не удаётся установить способ передачи вируса.

Наиболее опасны, с точки зрения источника, больные с хроническим гепатитом C.

Патогенез, развитие болезни

От момента заражения до клинических проявлений (период инкубации) проходит от 2 недель до полугода. Наиболее часто клинические проявления наступают через 1,5—2 месяца.

В большинстве случаев никаких клинических проявлений болезни при первичном заражении не возникает и человек долгие годы не подозревает, что болен, но при этом является источником заражения.

Часто люди узнают о том, что они являются переносчиком вируса HCV, при выполнении анализа крови в ходе обычного медицинского обследования или при попытке сдать кровь в качестве донора. Многие люди живут от 20 до 40 лет с вирусом HCV, не становятся серьёзно больными, у них не развивается печёночная недостаточность.

В 2012 году группа специалистов из Бирмингемского университета Великобритании обнаружила генетический материал вируса в клетках эндотелия (внутренней оболочки) стенки сосудов головного мозга. Это объясняет проявления болезни, характерные для поражения центральной нервной системы, в частности, слабость и повышенную утомляемость.

Клиника

Около 80 % из тех, кто подвергся воздействию вируса, приобретают хроническую инфекцию. Она определяется наличием вирусной репликации, по крайней мере на протяжении шести месяцев. В течение первых нескольких десятилетий инфекции большинство пациентов не ощущает никаких симптомов или они проявляются минимально.

Хронический гепатит С может проявляться лишь усталостью или умеренным уменьшением интеллектуальной работоспособности. Хроническая инфекция после нескольких лет может привести к циррозу или раку печени. Показатели ферментов печени остаются в норме у 7—53 % пациентов. Поздние рецидивы после лечения случаются, но их трудно отличить от повторного заражения.

Стеатогепатит (жировое перерождение печени) возникает примерно у половины инфицированных и, как правило, присутствует до развития цирроза. Обычно (80 % случаев), это изменение влияет менее чем на треть печени. По всему миру гепатит С является причиной 27 % случаев цирроза печени и 25 % гепатоцеллюлярной карциномы. У 10—30 % инфицированных развивается цирроз печени в течение 30 лет. Цирроз является более распространённым у инфицированых гепатитом B, Schistosoma, или ВИЧ, у алкоголиков, у лиц мужского пола. У пациентов с гепатитом С избыток алкоголя увеличивает риск развития цирроза в 100 раз. При развивающемся циррозе печени в 20 раз больше риск гепатоцеллюлярной карциномы. Эта трансформация происходит со скоростью 1—3 % в год.

Инфицирование гепатитом В в дополнение к гепатиту С увеличивает этот риск ещё сильнее. Цирроз печени может привести к портальной гипертензии, асциту (накопление жидкости в брюшной полости), гематомам или кровотечениям, варикозному расширению вен (особенно в желудке и пищеводе, что опасно скрытым кровотечением), желтухе, и синдрому когнитивных нарушений, известному как печеночная энцефалопатия. Асцит возникает на определённом этапе более чем в половине случаев хронической инфекции.

По данным Минздрава России, через 20—30 лет после инфицирования гепатитом C вероятность развития цирроза печени колеблется от 4 % до 45 %. Прогрессирование фиброза печени имеет нелинейный характер и длится, как правило, в течение 20—40 лет от момента инфицирования. У части больных этот процесс происходит чрезвычайно медленно.

Наиболее серьезные внепеченочные проявления хронического гепатита С — криоглобулинемический васкулит, криоглобулинемический нефррит и В-клеточная лимфома.

Диагностика

Диагностика острого гепатита C в большинстве таких случаев должна базироваться на наличии соответствующих данных эпидемического анамнеза за 1—4 месяца до впервые выявленных признаков гепатита C — анти-ВГС, гиперферментемии, нарушении пигментного обмена. Критерии постановки диагноза хронического гепатита C: увеличение печени и селезёнки, повышение печёночных ферментов и анти-ВГС в крови сроком не менее 6 месяцев, при исключении других хронических заболеваний печени, согласно МКБ.


Профилактика

Несколько вакцин находятся в стадии разработки и некоторые из них показали обнадёживающие результаты.

Сочетание стратегий снижения вреда, таких как предоставление новых игл и шприцев, а также лечения от злоупотребления психоактивными веществами, снижает риск заражения гепатитом С у потребителей инъекционных наркотиков примерно на 75 %.

Важны скрининг доноров крови и соблюдение универсальных мер предосторожности в медицинских учреждениях. В тех странах, в которых снабжение стерильными шприцами недостаточно, лекарства следует по возможности назначать в пероральных формах (таблетки, капсулы и т. д.), а не в инъекционных.

Лечение

По крайней мере 20 % переболевших острым гепатитом С спонтанно самоизлечиваются. Этому способствуют генетическая предрасположенность (полиморфизм гена интерферон-λ IL28B C/C), полноценный отдых, обильное питьё, здоровое питание.

До 2011 года во всём мире в лечении гепатита C использовались комбинации интерферонов и рибавирина сроком от 12 до 72 недель, в зависимости от генотипа HCV. В 2013 году комбинация интерферона альфа-2а или альфа-2б и рибавирина была включена в примерный перечень лекарственных средств ВОЗ как единственное коммерчески доступное средство для лечения гепатита C. Этим методом излечивались от 70 до 80 % пациентов по генотипу 2 и 3 и от 45 до 70 % для генотипов 1 и 4. Побочные эффекты от этих препаратов были распространены, причём половина пациентов жаловалась на гриппоподобные симптомы, а треть испытывала эмоциональные проблемы.

В настоящее время всем пациентам с хроническим гепатитом С, которые не подвергаются высокому риску смерти от других причин, рекомендуется безинтерфероновая терапия противовирусными препаратами прямого действия (ПППД), сроком от 8 до 24 недель. Пациенты с высоким риском осложнений (оценивается по степени повреждения печени) должны рассматриваться в первую очередь. На данный момент в безынтерфероновых схемах ПВТ используются ингибиторы репликации трёх неструктурных белков ВГС: протеазы NS3/4A, интерферон-резистентного протеина NS5A, полимеразы NS5B.

Экспертной группой по вопросам вирусных гепатитов Минздрава России были разработаны новые «Рекомендации по диагностике и лечению взрослых больных гепатитом C». Ввиду отсутствия регистрации в РФ некоторых новых препаратов и новых способов применения уже одобренных лекарств, данные рекомендации не столь актуальны, как рекомендации Американской и Европейской ассоциаций исследований поражений печени (AASLD и EASL) за 2016 год.

Стоимость лечения гепатита C в США может доходить до 70 тыс. долларов за курс. Дженерики современных препаратов продаются в Индии, Египте и предназначены для продажи только в некоторых странах с невысокими доходами населения. Стоимость курса там составляет порядка 500 - 1000 долларов. В лечении применяются как импортные препараты, так и их российские аналоги.

В большинстве регионов России лечение гепатита С не покрывается ОМС и осуществляется за счет региональных программ. Отмечены факты самостоятельной покупки больными лекарств за рубежом или через курьера и самостоятельного лечения.

Город Москва сейчас ежегодно тратит до двух миллиардов рублей на лечение людей, больных гепатитом С, пролечивая до полутора тысяч пациентов в год. При том, что в Москве только официально зарегистрировано 70 000 человек с хроническим гепатитом С, выходит, чтобы пролечить их всех, потребуется 70 лет. Кроме того, по оценкам специалистов, за потраченные 2 млрд рублей можно было бы пролечить вчетверо больше пациентов, чем пролечивают сейчас.

Новые препараты

Несмотря на то, что комбинированный препарат Mavyret компании AbbVie Inc., состоящий из ингибиторов вирусных белков NS3 и NS5A второго поколения глекапревир/пибрентасвир, прошёл регистрацию US FDA 3 августа 2017 г., а в Минздраве РФ Мавирет зарегистрирован 13 апреля 2018 г. (официально появился в российских аптеках 1 сентября 2018 г.), заключительная, третья фаза клинических исследований отдельных режимов на основе Maviret всё ещё продолжается. В частности, устанавливается оптимальная длительность терапии глекапревир/пибрентасвиром острого гепатита С, а в качестве терапии «последней надежды», для лиц со множественной лекарственной резистентностью, исследуется сочетание глекапревир/пибрентасвира и софосбувира.

I—II фазу клинических исследований проходят первые пангенотипичные представители класса ненуклеозидных ингибиторов NS5B-полимеразы GSK2878175 (как таблетированная форма, так и инъекционная форма пролонгированного действия) и CC-31244, а также нуклеотидный ингибитор полимеразы NS5B второго поколения AT-527, преодолевающий основные вирусные мутации резистентности на софосбувир. Все вышеперечисленные экспериментальные препараты потенциально могут быть использованы в комбинированной терапии как с ПППД других классов, так и с противовирусными препаратами непрямого действия.


Обращайтесь к специалистам!

Лечением печени профессионально занимаются врачи-гепатологи.

Записаться на прием к специалисту-гепатологу можно здесь.

 



Оценка продолжительности жизни, с учетом двадцати четырех факторов

Тест на продолжительность жизни