Плацебо работает, даже если люди знают, что принимают "пустышку"

Новое исследование представило доказательства того, что лечение, честно представленное как плацебо, все же может принести пользу.

Когда человек получает лечение, для него естественно ожидать или, по крайней мере, надеяться, что оно принесет какую-то пользу. Иногда одно только это ожидание может дать положительный эффект, как это часто бывает в исследованиях, в которых участники неосознанно получают плацебо вместо реальных лекарств.

Новое исследование показало, что даже когда исследователи говорят людям, что то, что они получат, не содержит активных ингредиентов, плацебо может оказывать положительный нейробиологический эффект.

Исследование, проведенное учеными из Мичиганского государственного университета и Дартмутского колледжа, опубликовано в журнале  "Nature Communications".

Обманчивые и не вводящие в заблуждение плацебо

В клинических испытаниях исследователи обычно не сообщают участникам контрольной группы, что им давали плацебо, не содержащее активных ингредиентов.

Такие «обманчивые» плацебо иногда приносят пользу, что позволяет предположить, что они могут иметь ценность сами по себе - как безопасное и недорогое средство помощи пациентам.

Однако в новом исследовании отмечается, что «важная этическая проблема препятствует их широкому использованию: повсеместное убеждение, что для того, чтобы плацебо было эффективным, человека нужно обмануть, заставив поверить, что он принимает активное вещество».

В исследовании изучался потенциал «не обманчивого» плацебо. Исследователи информируют людей о том, как используются плацебо, и что они получат плацебо, которое может оказать положительное влияние.

«Плацебо - это реализация тезиса «разум важнее материи». Не-обманчивые плацебо были рождены для того, чтобы мы имели возможность применять их во врачебной практике. Вместо того, чтобы выписывать пациенту много различных препаратов, врач мог бы выдать человеку лекарство-плацебо, и рассказать ему, что оно может улучшить его состояние, и, скорее всего, - в том случае если человек верит, что оно может помочь, то так и будет». - сказал соавтор исследования доктор Джейсон Мозер, из Университета штата Мичиган.

Нужны веские доказательства эффективности

В исследовании отмечается, что в более ранних работах участвовали люди, которые сами сообщали о положительных эффектах не вводящего в заблуждение плацебо. Это были состояния, которые включали синдром раздраженного кишечника, хроническую боль в спине, отсутствие психологического благополучия, эмоциональное расстройство и плохое качество сна.

Однако исследователи считают такие само-отчеты менее эмпирически надежными и убедительными, чем физиологические измерения эффектов.

Было проведено несколько экспериментов, в которых изучались возможные физиологические изменения, вызываемые не вводящим в заблуждение плацебо.

Авторы нового исследования предполагают, что предыдущие исследователи, возможно, искали не в том месте, пытаясь улучшить те области, которые могут быть менее восприимчивы к эффекту плацебо, например скорость заживления ран и физические кожные реакции.

Напротив, новое исследование рассматривает уровни эмоционального напряжения мозга как более вероятную цель для эффекта плацебо.

Эксперименты

Авторы провели два эксперимента, в которых участники просмотрели 40 эмоционально заряженных изображений. Тридцать из этих изображений были негативными, а десять - нейтральными.

В обоих экспериментах участники основной когорты читали материалы, объясняющие эффект плацебо. Затем экспериментаторы проинструктировали участников вдохнуть назальный спрей на основе физиологического раствора и сообщили им, что это плацебо. Они также сказали им, что это вещество может уменьшить эмоциональное воздействие изображений, которые они собирались просмотреть.

Напротив, участники контрольной группы не узнали об эффекте плацебо. Хотя они вдыхали один и тот же спрей, им сказали, что это предназначено для повышения точности показаний датчиков, используемых при просмотре изображений.

В первом эксперименте люди сами сообщили о не обманчивом эффекте плацебо на их реакцию на изображения. Как и ожидали исследователи, эти участники сообщили о снижении стрессового воздействия фотографий.

Во втором эксперименте использовались показания ЭЭГ для оценки изменений нервной активности, связанной со стрессом, когда участники просматривали изображения.

Может ли плацебо снизить стресс?

Авторы заметили постепенное снижение активности в течение временного окна, в котором мозг развивал эмоциональную реакцию на изображение. Это говорит о том, что не-обманчивое плацебо физиологически успокаивало участников.

Соавтор работы, доктор Этан Кросс из Мичиганского университета, говорит: «Эти результаты подтверждают, что не обманывающие пациентов плацебо - это не просто результат предвзятости ответа человека, говорящего врачу то, что тот хочет услышать. Имеют место подлинные, подтвержденные экспериментально, психо-биологические эффекты.»

Ведущий автор исследования Дарвин Геварра, научный сотрудник Мичиганского университета, подводит итоги работы учёных: «Вообразите: если бы человек принимал "пустую" таблетку без каких-бы то ни-было побочных эффектов, после просмотра короткого профессионального фильма о результативности плацебо, и в итоге - получал снижение стресса? Наши результаты вполне допускают эту возможность».

Теперь учёные хотят изучить использование не вводящих в заблуждение плацебо для снижения стресса, с помощью реальных испытаний в условиях клиники.