Персонализированная медицина: анализ ДНК может привести к уменьшению побочных эффектов от лекарств

06.02.2023

Согласно исследованию, опубликованному в научном журнале The Lancet, пациенты испытывают меньше побочных эффектов, если дозы лекарств адаптированы к их ДНК. Это первое практическое применение анализа ДНК для индивидуального подбора лекарств, отпускаемых по рецепту пациента, и для продвижения персонализированной медицины.

Нынешний универсальный подход часто приводит к проблемам с эффективностью и безопасностью лекарств. Все пациенты разные, и из-за этих генетических вариаций пациенты по-разному реагируют на определенные лекарства. Некоторые пациенты метаболизируют лекарства быстрее, чем другие, и в результате могут потребоваться более высокие дозы для достижения того же эффекта. Напротив, те, кто метаболизируют лекарства медленнее, могут быть более склонны к побочным эффектам.

Чтобы избежать этого, команда разработала протокол ДНК-медикаментов, который связывает генетический профиль пациента и лекарства, на которые влияет ДНК. Протокол дает возможность врачам и фармацевтам определить оптимальную дозу для каждого пациента.

Чтобы исследовать такой подход к ДНК, команда изучила 12 конкретных генов. Для этих генов команда определила 50 типов генетических вариантов, которые, как известно, влияют на 39 лекарств, включенных в это исследование. При использовании протокола, у пациентов наблюдалось на 30% меньше серьезных побочных эффектов по сравнению с пациентами, получавшими стандартную дозировку. Около 7000 пациентов из семи европейских стран были включены в это исследование по различным дисциплинам, включая онкологию, кардиологию, психиатрию и общую медицину. Побочные эффекты оценивались в течение 12 недель после лечения.

Кроме того, пациенты также выразили большое удовлетворение использованием протокола. Это дало им ощущение того, что они лучше контролируют свое здоровье и, возможно, стали более активно участвовать в индивидуальном лечении. «Это крупное и знаковое рандомизированное исследование, которое показывает, что фармакогеномное тестирование с использованием комплексной панели генотипирования может предотвратить побочные реакции на лекарства, а это критерий, который клинически важен для отдельных пациентов и для системы здравоохранения. Снижение побочных реакций на 30% при однократном вмешательстве примечательно. Доклад ученых опубликован Королевским колледжем врачей и Британским фармакологическим обществом, в нем содержится призыв к внедрению фармакогеномики, — сказал профессор сэр Мунир Пирмохамед из Ливерпульского университета.

Внедрение этих методов использования анализа ДНК вызывает определенные вопросы в каждой стране, но авторы исследования стремятся найти способ сделать их рутинными для всех пациентов. «Впервые мы доказали, что «индивидуальная» стратегия работает в больших масштабах в клинической практике. Теперь у нас достаточно доказательств, чтобы приступить к внедрению», — говорит Хенк-Ян Гучелаар, профессор клинической фармации в Медицинском центре Лейденского университета. «Адаптируя внедрение метода в соответствии с системой здравоохранения каждой страны, мы можем сделать лечение более эффективным и безопасным для миллионов пациентов».