Недавно выявленный новый вирус свиного гриппа может спровоцировать очередную пандемию

Исследователи из Китая выявили вирус гриппа G4, который способен инфицировать не только свиней, но и человеческих особей. Несмотря на тот факт, что вновь выявленный G4 пока не способен передаваться от человека к другим людям, исследователи говорят, что у него имеются «многие характерные черты» которые могут привести к появлению нового штамма вируса, способного вызвать пандемию.

Ученые сравнивают свиней с «сосудами для скрещивания и перемешивания» - с точки зрения выведения очень опасных вирусов гриппа, поскольку у свиней находят не только вирусы которые являются обычными для млекопитающих, но и вирусы которые встречаются у птиц.

Когда разные штаммы вируса присутствуют в одном и том же организме, они могут обмениваться генами, при этом создаются новые варианты вирусов, с возможностью передачи инфекции другим видам животных, в том числе и человеку.

Исследования, проведенные Honglei Sun в Китайском сельскохозяйственном университете (CAU) в Пекине, обнаружили новый штамм свиного гриппа, способный передаваться человеку.

Новая разновидность вируса гриппа, которая была названа G4, содержит в своей РНК гены, характерные для 3 различных штаммов, ранее известных учёным:

• Штамм, который весьма похож на вирусы, которые были многократно обнаружены в птицах
  • Северо-американский штамм, в котором имеются гены вирусов птичьего, человеческого и свиного гриппов
  • Вирус под названием H1N1, ученые выявили его в Соединённых Штатах, этот штамм инициировал в 2009 году эпидемию свиного гриппа

Пока не выявлено ни одного факта передачи вируса G4 от человека к другим людям. Тем не менее наличие в его РНК генов эпидемического штамма H1N1 позволяет сделать вывод, что этот вирус способен получить это свойство в ближайшем будущем.

Что показали пробы

В период с 2011 по 2018 год исследовательская группа проанализировала около 30 000 проб из носа, полученных у свиней в различных хозяйствах в десяти провинциях КНР.

Учёные также проанализировали 1000 проб от свиней с респираторными симптомами, которые получали лечение в ветеринарной клинике CAU.

В процессе исследования было выявлено в общей сложности 179 вирусов свиного гриппа, включая G4, которые начали преобладать в образцах с 2016 года.

Описывая свои выводы в журнале "Proceedings" Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки, исследователи говорят, что у вируса G4 есть «все главные признаки потенциального пандемического микроорганизма».

Они также обнаружили антитела к вирусу в крови людей, работающих на свинофермах.

Из 338 работников, прошедших тестирование на G4, 35 человек (10,4%) получили положительные результаты. Уровень инфицирования был выше среди молодых работников в возрасте 18–35 лет, причем девять из 44 молодых людей (20,5%) дали положительный результат.

Обследование домохозяйств выявило антитела к G4 у 4,4% из 230 человек, прошедших тестирование.

Ученые пишут, что этот уровень инфекционности «значительно расширяет возможности для адаптации вируса у людей и вызывает опасения относительно возможного появления пандемических вирусов».

Лабораторные эксперименты

В лабораторных условиях исследователи показали, что вирус способен поражать культуры человеческих эпителиальных клеток, которые выстилают дыхательные пути легких.

Вирус также обладал способностью заражать хорьков, которые исследователи часто используют для моделирования человеческого гриппа и передачи от животного к животному через крошечные капельки в воздухе, называемые аэрозолями.

Инфекционные заболевания, возникающие в результате распространения патогенных микроорганизмов от одного вида хозяина к другому, называются зоонозами.

Профессор Джеймс Вуд, заведующий кафедрой ветеринарной медицины в Кембриджском университете в Великобритании, рассказал Научному медиа-центру в Лондоне: «Эта работа является полезным напоминанием о том, что мы постоянно подвергаемся опасности - в любой момент могут возникнуть новые зоонозные патогенные микроорганизмы, и следует понимать, что разводимые в сельском хозяйстве животные, с которыми человек имеет постоянные контакты, могут стать источником опасных пандемических вирусов».

Доктор Алиса Хьюз из Медицинского Центра при Сишуангбаннском тропическом ботаническом саду в Юньнани (Китай), отметила, что интенсивные методы ведения сельского хозяйства в Азии могут способствовать распространению зоонозных вирусов. «Гигиенические стандарты и корма, включая гормоны и стероиды, применяемые по всей Азии, могут стать фактором, способствующим ослаблению иммунной системы и распространению вирусов», - сказала она. «Свинина и птица также очень популярны в Азии, поэтому в регионе выращивается огромное количество животных». Выращивание половины мирового поголовья в 677,6 млн. свиней происходит именно в Китае.

Перспективное планирование

В отчёте о своей работе, ученые предупреждают, что существующие вакцины против гриппа вряд ли защитят население от G4.

Доктор Марта Нельсон, биолог-эволюционист из Международного центра Фогарти при Национальном институте здравоохранения, занимающаяся изучением вирусов свиного гриппа, сказала, что теоретически ученые могли бы создать вакцину от  вируса G4, для подготовки к возможной вспышке. Однако это потребует значительного финансирования. Она сказала в интервью журналу «Наука»: «Мы должны быть бдительны в отношении угроз новых инфекционных заболеваний. Даже несмотря на то, что пандемия COVID всё ещё продолжается - вирусы не интересуются тем, что у нас на планете происходит, и одновременно может иметь место другая пандемия».